Организации рассматривают многие характеристики в сопоставлении с человеком – как живой и обучаемый социальный организм. Обе эти стороны являются приспосабливаемыми и включают в себя взаимодействующие системы, процессы и виды деятельности. Чтобы приспосабливаться к их меняющемуся контексту, каждый нуждается в способности к изменениям. Организации часто прибегают к инновациям для достижения прорывных улучшений. Модель СМК организации признает, что не все системы, процессы и виды деятельности могут быть определены (заданы) заранее. По этой причине они должны быть гибкими и приспосабливаемыми к сложностям контекста организации.
Организации стремятся осознать внутренний и внешний контекст, чтобы выявить потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон. Эта информация используется при разработке СМК в целях обеспечения устойчивости организации. «Выходы» одного процесса могут стать «входами» к другим процессам, связывая их в единую сеть. И хотя часто многие организация выглядят как содержащие одинаковые процессы, каждая организация и ее СМК являются уникальными.
Организация имеет процессы, которые могут быть определены, измерены и улучшены. Эти процессы взаимодействуют между собой, чтобы получить результат, соответствующий целям организации, и пересечь межфункциональные барьеры. Некоторые процессы могут быть критически важными, тогда как другие – нет. В процессах осуществляется взаимосвязанная деятельность по отношению к «входам» в целях получения поставляемого «выхода».
Люди сотрудничают внутри процесса для осуществления своей повседневной деятельности. Некоторые виды деятельности установлены и зависят от понимания целей организации, тогда как другие – нет, и реагируют на внешние воздействия, чтобы установить (определить) свой характер и порядок осуществления.
СМК является динамичной системой, которая развивается со временем в периоды улучшений. В каждой организации осуществляется деятельность в области менеджмента качества, вне зависимости от того, планируется она официально или нет.
Настоящий международный стандарт содержит руководящие указания о том, как разработать официальную систему для менеджмента этой деятельности. Необходимо определить деятельность, которая уже существует в организации, и ее пригодность с точки зрения контекста организации. После чего настоящий международный стандарт совместно с ISO 9004 и ISO 9001 могут быть использованы, чтобы помочь организации разработать связанную в единое целое систему СМК.
Официально созданная система менеджмента качества создает основу для планирования, исполнения, мониторинга деятельности в области менеджмента качества и улучшения показателей этой деятельности. Системе менеджмента качества нет необходимости быть сложной, скорее ей необходимо точно отражать потребности организации.
При разработке системы менеджмента качества основополагающие положения и принципы, содержащиеся в данном международном стандарте, могут быть хорошим руководством.
Планирование в рамках СМК – это не единичное событие, скорее это непрерывный процесс. Планы изменяются в зависимости от объема знаний, накапливаемых в организации, и изменений обстоятельств. Плану следует учитывать все виды деятельности организации в области качества и обеспечивать, чтобы он учитывал все руководящие указания настоящего международного стандарта и требования ISO 9001.
После своего утверждения план внедряется.
Для организации важно регулярно проводить мониторинг и оценку как степени реализации плана, так и показателей функционирования СМК. Тщательно подобранные индикаторы (показатели) будут способствовать осуществлению деятельности по мониторингу и оцениванию. Аудит – это способ оценки результативности СМК, чтобы выявить риски и определить выполнение требований. Чтобы аудит был результативным, необходимо собрать материальные и нематериальные свидетельства. На основе анализа собранных свидетельств осуществляются действия по коррекции и улучшению. Растущие знания могут вести к инновациям, поднимая показатели функционирования системы менеджмента качества на более высокий уровень.